К такому выводу пришел корреспондент "Помойки.Орг", проведя опрос экологов и представителей научного сообщества по поводу новостного сообщения, размещенного 11 февраля 2009 года на сайте lenobl.ru
"<…> президент Балтийского Фонда природы Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей Рустам Сагитов озвучил результаты исследования организации "Гринпис-Россия", которые подтвердили, что администрацией Ленинградской области принимается широкий спектр мер по защите и развитию особо охраняемых природных территорий региона", - сообщает отдел информации правительства области."
Однако ни сам Рустам Сагитов, ни представители Гринпис не подтвердили хвалебную сентенцию, опубликованную информотделом.
Сотрудники Гринпис России, скорее, уверены в обратном: администрация Ленобласти несет прямую ответственность за то плачевное состояние, в котором сегодня находятся ценные природные территории. Также сотрудники Гринпис затруднились ответить о каком "исследовании" идет речь и сообщили, что исследований в Ленобласти не проводили.
"На самом деле я ссылался на слова Алексея Ярошенко (руководитель лесного отдела Гринпис России. – Ред.), который говорил, что база данных по биоразнообразию, которая создана в Ленинградской области и которая доступна в администрации, - это совершенно уникальное достояние и единственное в своем роде для субъекта Российской Федерации и это великолепный инструмент для работы с охраняемыми территориями, вот что я имел в виду. Именно эту уникальность Ленинградской области подчеркивал представитель Гринпис, а вовсе не то, что <…> все так уж хорошо в Ленинградской области с охраняемыми территориями", -- сообщил корреспонденту "Помойки.Орг" директор Балтийского Фонда природы СПбОЕ Рустам Сагитов.
"Я действительно упоминал о том, что в Ленинградской области есть база данных по биоразнообразию", - прокомментировал сообщение информационного отдела областного правительства руководитель лесного отдела Гринпис России Алексей Ярошенко. - Однако в том ключе, что она совершенно не учтена правительством Ленобласти ни в Лесном плане, ни в лесохозяйственных регламентах".
Напомним, что именно халатное отношение представителей Комитета по природным ресурсам к работе с документами, которые регламентируют ведение лесохозяйственной деятельности на территории региона, стало в конце 2008 года камнем преткновения между чиновниками и экологами. Возмущение последних вызвало то, что в документах оказались попросту забыты некоторые краснокнижные виды, границы охраняемых территорий не совпадали с теми, которые прописаны в положениях, а согласно Лесному плану и вовсе оказалось возможным в несколько десятков раз сократить площадь зеленых зон области.
Михаил Крейндлин, руководитель проекта по особо охраняемым территориям Гринпис России, в очередной раз подтвердил корреспонденту портала, что состояние особо охраняемых территорий в Ленинградской области далеко от идеального:
"В системе управления особо охраняемыми территориями Ленинградской области существуют значительные проблемы, что показали неоднократные проверки, проведенные в 2008 году Гринпис России совместно с "Зеленой волной". В частности, мы выявили большое количество незаконных, полузаконных и не совсем законных рубок. Природные территории сильно замусорены", - отмечает эксперт.
В качестве примера варварского отношения властей региона к заповедным территориям Михаил Крейндлин привел историю с Гладышевским заказником. Случай для Ленобласти весьма характерный: сначала вдоль дорог появились рекламные щиты о продаже коттеджей на берегу реки Гладышевка, к слову, в ней водятся бесценные краснокнижные виды, потом - стройплощадка, а спустя некоторое время правительство Ленобласти ничтоже сумняшеся переписывает положение о заказнике и тем самым, по сути, легализует его застройку. Философия власти проста: лучше нажиться на родной природе, чем вкладывать деньги в ее сохранение, денег жалко, а природу не жалко совсем. К счастью, благодаря волне общественного возмущения в дело вмешалась природоохранная прокуратура, и 26 декабря 2008 года Ленинградский областной суд вынес решение о признании недействующим нового положения о заказнике "Гладышевский". Однако стройплощадка с его территории никуда не исчезла.
Правовой нигилизм для значительной части граждан РФ давно уже стал нормой жизни.
"К сожалению, сейчас у нас (Гринпис России. – Ред.) нет информации о том, что ситуация с ООПТ в Ленинградской области принципиально улучшилась", - продолжил комментировать политику властей 47 региона в области борьбы с природой Михаил Крейндлин.
"При анализе проектов лесохозяйственных регламентов в конце 2008 года мы обнаружили значительное количество запланированных мероприятий, которые либо являются прямым нарушением режимов ООПТ, либо могут привести к значительному ухудшению состояния охраняемых ими объектов. Речь идет о рубках или возможности строительства. Это особенно обидно в связи с тем, что в Ленинградской области существует доступная, по крайней мере, для чиновников Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды, база данных по объектам охраны, которая совершенно не учтена при разработке лесохозяйственных регламентов", - сообщил он.
Эксперт также отметил, что Гринпис России совместно с Балтийским фондом охраны природы еще в конце декабря направил свои замечания по лесохозяйственным регламентам в Комитет по природным ресурсам Ленинградской области. Замечания в первую очередь касались особо охраняемых территорий. Однако, несмотря на то что все предусмотренные законом сроки ответа уже истекли, от правительства Ленобласти ответа до сих пор нет.
Таким образом, говорить об особой охране природных территорий в регионе без иронии пока невозможно. Однако если правительство области все же начнет прислушиваться к экспертному мнению экологов и ученых, а также вместо борьбы с ценными природными территориями займется их охраной, то для последующих поколений слова "заказник" и "природный парк" не превратятся в устаревшую лексику XX столетия.
Анастасия Филиппова, "Помойка.Орг" |