На сегодняшний день на территории Ленинградской области находятся 50 действующих очагов возгорания лесного массива общей площадью в 121 га. Районы, особо отмеченные пожарными службами, это Всеволожский район, Выборгский, Лужский и Гатчинский. Лидирует в этом году Всеволожский район, на который приходится 19 возгораний, в основном связанные с низовыми торфяными пожарами. За ним следуют Выборгский и Лужский районы, где зафиксировано по 8 очагов. Остальные районы вызывают значительно меньше беспокойств у пожарных служб, поскольку насчитывают один – два пожара каждый. Таким образом, наиболее серьезной проблемой на сегодняшний день выглядят два направления – это лидирующий со своими торфяниками Всеволожск и до сих пор не локализованный пожар на военном полигоне, где, как пояснил полковник внутренней службы Алексей Акуленко, первый заместитель начальника ГУ МЧС по ЛО, «происходит свободное горение, связанное с особенностями военных полигонов». «Все же остальные пожары на территории ЛО локализованы», - сообщил Акуленко. Площадь возгорания на полигоне составляет на сегодня примерно 14 гектар.
Спички детям не игрушки.
Взрослым, как показывает многолетняя практика, тоже. Именно пресловутый человеческий фактор из года в год становится причиной лесных пожаров. Это всем известные не потушенные костры, окурки, беспечно выброшенные догорать, и все те же спички. «В текущем году мы имеем лишь один пожар техногенного характера – это всем известный взрыв газопровода, с последующим горением лесного массива. Все остальные связаны с небрежностью жителей и Санкт-Петербурга и Ленобласти при посещении лесов», - сокрушается Акуленко. На сегодняшний день существуют районы, где возникновение пожаров не становится для МЧС неожиданностью, более того – пожарные службы способны их прогнозировать. По большому счету это нехитрый ребус: места традиционного отдыха жителей Санкт-Петербурга на территории Ленобласти, в частности Всеволожский район, Выборгская зона, Приозерск являются территориями повышенного риска.
Проблематика пожаробезопасности актуальна и в отношении садоводческих массивов. В частности, особо отмечены полковником Акуленко Кировский район Ленинградской области, где расположено более 20 тысяч участков, и Лужский, где находится более 40 тысяч садоводческих участков.
Довольно сложная ситуация сложилась и на трассах, включая федеральные. Это и мурманская, московская, киевская трассы. Проблемы начинаются с мест остановок дальнобойщиков и автотуристов. Здесь, как правило, горит подлесок, трава и леса по протяженности всех этих трасс.
Также одним из наиболее волнующих вопросов для пожарных служб является ситуация с заброшенными торфяными полями в Тосненском, Кировском, Тихвинском и Киришском районах ЛО, представляющих из себя серьезную проблему. «Эти торфянники занимают огромные площади, и сложность в их тушении очевидна», - поясняет Алексей Акуленко.
При всех положительных моментах – значительно сократившихся площадях и снизившемся общем количестве пожаров (для сравнения, в прошлом году на территории Ленинградской области произошло 2795 пожаров на 10 тысячах га, в этом же году их всего 350 и это 669 га), класс опасности продолжает оставаться экстремально высоким – третий, а местами, четвертый класс пожароопасности, из пяти. Таковы на сегодняшний день выводы синоптиков и понижения, по словам Алексея Акуленко, можно ожидать после 28 августа вместе с понижением температуры воздуха и началом дожей. Четвертый класс опасности захватывает южные районы ЛО: Лужский, Кингисеппский, Сланцевский и ряд других по данному направлению.
Как это работает
Что касается общей подготовленности пожарных служб, ситуация по мнению полковника Акуленко значительно улучшилась. «В этом году мы смогли серьезно поправить ситуацию, связанную и с закупкой горюче-смазочных материалов, и с закупкой пожарно-технического оборудования, и дополнительных технических средств для тушения пожаров на территории Ленобласти», - говорит он. Структура же единого координационного центра по статистике и определению опасных районов и координации всех сил и средств отрегулирована и приносит положительные результаты. Именно сюда стекается вся информация со спутников, видеокамер с вышек наблюдения (что на Карельском перешейке), от лесников и иных источников, позволяя в кратчайшие сроки определить очаги возгораний.
Консолидированный бюджет муниципальных образований ЛО на тушение лесных пожаров составляет порядка 10 млн. рублей и этого, как заявил Акуленко, достаточно для того, чтобы муниципалы своевременно выделяли средства на работы по тушению пожаров.
На сегодняшний день существует 3 основных подразделения, занимающихся тушением пожаров на территории Ленобласти. Это, во-первых, Ленинградское областное государственное учреждение ЛенОблЛесХоз, которое объединяет в себе более 30 лесхозов, разбросанных по всей территории Ленинградской области. Вторая структура – военные лесхозы ленинградского военного округа. И третье – подразделения государственной противопожарной службы Ленинградской области, силы и средства которого применяются в 10-километровых зонах населенных пунктов Ленобласти. В составе всех этих ведомств находится более 150 единиц пожарной и около 200 единиц тяжелой техники. «В пиковые моменты мы готовы задействовать при тушении пожаров в области около 1200 человек», - говорит Акуленко.
Также, к заслугам МЧС можно отнести создание сводного отряда государственной противопожарной службы, состоящий из 40 человек и 11 единиц пожарной техники, в основном на базе ЗИЛ130. Вот эту эскадрилью в течение 2 часов МЧС способно направить в любую точку области для тушения серьезных пожаров. В прошлом году такой отряд работал в Кингисеппском районе Ленобласти, в этом, вот уже четвертые сутки, он занят во Всеволожском.
В распоряжении огнеборцев находятся также и два вертолета, совершающие раз в неделю, стоимостью 47 тысяч рублей в час, рейды-мониторинги окрестных земель и лесов. Это вертолеты северо-западного регионального центра структуры МЧС, работающие на тушении особо крупных возгораний, в том числе и торфяных.
Алина Шаман, Pomoyka.org |