27 августа, в день, когда Гринпис пригласил губернатора Петербурга Валентину Матвиенко в рейд по Неве, в «Санкт-Петербургских ведомостях» вышла статья «А мебель-то зачем ломать?», автор которой, Павел Смольский, и пресс-служба губернатора Санкт-Петербурга обвинили Гринпис в «неэтичности» и даже «подлости» по отношению к главе Северной столицы. Вслед за этим публикации, почти точь-в-точь повторяющие слова господина Смольского, вышли в газетах «Метро», «Вечерний Петербург» и «Смена».
Читателю могло показаться, что Гринпис обвинили в подтасовке данных по загрязнению Невы. Или в том, что Гринпис подло увеличил количество нулей в шокирующих пробах, отобранных в Охте. Нет и нет, авторы обвиняют Гринпис в том, что вместо того, чтобы воспользоваться принятой у наших чиновников практикой закрытого от общественности обсуждения проблем, общественная организация открыто пригласила представителей власти своими глазами убедиться в том, что необходимо принимать срочные меры.
Да, приглашая госпожу Губернатора, мы понимали, что приглашаем ее не на открытие нового торгово-развлекательного центра, построенного "на костях" очередного питерского сквера, не на какую-либо помпезную тусовку или на отдых на элитный курорт – на все то, на что многие чиновники у нас в стране с удовольствием находят время и силы. Нет, мы всего-навсего обратили внимание на то, что происходит с нашей рекой, на то, к чему уже сегодня присоединяются десятки тысяч петербуржцев в своем обращении к губернатору.
Но как пояснила нам корреспондент газеты «Смена» Наталья Сидоренко, «у официальных лиц очень жесткий рабочий график, он составляется на месяцы вперед и изменяется только в чрезвычайных случаях», к которым рейд по Неве «явно не относится». Видимо, 140-тысячное превышение концентрации нефтепродуктов в одном из стоков на Охте и постоянно обнаруживаемые на Неве нефтяные пятна стали настолько обыденными для Петербурга явлениями, что чрезвычайными их считает только Гринпис.
Не так давно Гринпис пытался, соблюдая чиновничий этикет, добиться встречи с Губернатором по другому важному для города вопросу - обращению с отходами. В начале года В.И. Матвиенко был направлен отчет о неудовлетворительном состоянии системы раздельного сбора отходов . Тогда Гринпис просил губернатора найти время для встречи, чтобы обсудить эту проблему и добиться принятия постановления правительства о раздельном сборе отходов в Санкт-Петербурге. Губернатор расписала письмо вице-губернатору, тот поручил председателю Жилищного комитета провести встречу с представителями Гринпис, однако на назначенную встречу ни председатель комитета, ни его заместитель не явились. В результате постановление правительства обсуждалось с начальником отдела, который явно не уполномочен решать такие вопросы. Как результат - ситуация с раздельным сбором мусора в Петербурге так и не сдвинулась с мертвой точки.
Упрекнули нас и в том, что, мол, побеспокоили губернатора, а рассказать ему и нечего, ибо «никакой сенсации в том, что невская вода - очень грязная, нет». Хотя именно в этом и заключается проблема: все знают, что Нева сильно загрязнена, но при этом количество неочищенных стоков, напрямую выходящих в реку, почему-то не уменьшается, а только растет. Как такое происходит – загадка, ведь «каждый случай нефтяного или иного загрязнения, - как пишет газета «Вечерний Петербург», - всегда становится предметом тщательного и жесткого разбирательства с участием специалистов самых разных ведомств - Росприроднадзора, Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, "Водоканала", Санэпиднадзора, городской прокуратуры и так далее». Видимо, не зря говорят: у семи нянек дитя без глаза.
Радует только то, что госпожа Матвиенко оказалась гораздо умнее и своей пресс-службы и авторов статей и поручила руководителю Комитета по природопользованию Дмитрию Голубеву откликнуться на призыв Гринпис и принять участие в рейде по Неве. Дмитрий Алексеевич также любезно согласился передать губернатору конкретные предложения Гринпис по изменению ситуации на Неве, которые, по словам газеты «Смена», очень «надеялись рано или поздно услышать в Смольном».
Надеемся только, что господину Голубеву не придется, согласно этикету, дожидаться аудиенции целый месяц. Соблюдать нормы приличия, конечно, очень важно. Вот только поможет ли это спасению Невы - большой вопрос.
|