Крупнейшие «залежи» отработанных люминесцентных ламп обнаружены в Ленобласти, близ станции «Кирпичный завод» (направление «Невская Дубровка»). Метрах в трехстах от перрона находятся старые, полуразвалившиеся здания промышленного назначения, в одном из которых много лет назад неизвестные сложили невероятное количество опасных изделий.
Внутри бывшего цеха или комбината густым неровным слоем рассыпано битое стекло – местные мальчишки постарались. Под ногами – неприятный резкий хруст. Лампами завалены первый и второй этажи. Там, где подойти сложно, они аккуратно лежат штабелями, кое-где упакованы в картон штук по пятьдесят, кое-где связаны толстой проволокой. Но в доступных местах верхний слой ламп представляет из себя зловещее белое месиво битого стекла. В соседнем зале, где ламп нет, на стенах две явственные надписи известью: «2003 г. – 154 тыс. шт.» и «2004 г., июнь – 110 тыс. шт.». Так и хочется связать это с количеством ламп, но местные жители говорят, что в эти годы лампы не завозились.
Селяне поселка, стоящего у железной дороги, охотно рассказали, что еще в 80-е здесь располагалось шлакоблочное производство. Потом комбинат переориентировали на деревообработку – строили деревянные домики для геологов. Перед самой перестройкой кто-то решил заняться переработкой отработанных люминесцентных ламп. Начал завозить, складировать, а с началом перестройки забросил это дело.
- Вы знаете, что это вредно для здоровья? – спрашиваю у местных.
- Ну да, там вроде пары ртути. Но пацанов разве удержишь! Им интересно, как эти лампы взрываются, с таким хлопком…
Действительно, очень интересно взрываются, с выхлопом газа, содержащего ртутные соединения. Сам люминофорный слой ламп содержит целый букет вредных элементов - свинец, стронций, бериллий, олово, и все ту же ртуть. Все известные сегодня способы утилизации люминесцентных ламп очень трудоемки, опасны, энергозатратны и экономически нецелесообразны. Поэтому фирмы, берущиеся за это, назначают высокую цену – около 15 рублей за одну лампу дневного освещения (цена обычно снижается для оптовых поставщиков), а за ртутьсодержащие, используемые в медицине и других отраслях – свыше 200 рублей за штуку.
Не исключено, что неизвестный предприниматель вовсе не собирался перерабатывать лампы, а просто избавился от них таким нехитрым способом. А может, и получил с других деньги на утилизацию (мы видим, что они немалые), но не стал ничего делать.
Справка:
Ежегодно в России складируется более чем сто миллионов люминесцентных ламп. Каждая ртутьсодержащая лампа может при утечке загрязнить 30 тысяч кубометров воздуха. Попадая через органы дыхания в организм, ртуть накапливается в органах (печени, головном и костном мозге) и приводит к необратимым последствиям для здоровья. У взрослых людей часть ртути откладывается в жировых отложениях, но полностью вывести ее из организма, например, путём голодания, практически невозможно. Хроническое отравление в начальной стадии проявляется раздражительной слабостью, головной болью, бессонницей, снижением памяти, повышенной утомляемостью, неустойчивостью артериального давления, тахикардией. Характерной особенностью ртутного отравления на этой стадии является дрожание пальцев вытянутых рук.
Еще шестнадцать лет назад Международное агентство по охране окружающей среды запретило захоронение в почву отходов, содержащих ртуть, хранение же их на открытом пространстве и в общедоступных местах недопустимо просто по соображениям здравого смысла. Тем не менее, значительная доля таких ламп поступает на свалки, как правило, не приспособленные для захоронения таких видов отходов.
Антон Чигринев, Pomoyka.org
 |