Чиновники Ленинградской области своими действиями планомерно уничтожают особо охраняемую природную территорию регионального значения – Гладышевский заказник. Происходящее не оставляет сомнений в конечной цели – создать режим наибольшего благоприятствования бизнесменам, задумавшим превратить заказник в элитное коттеджное гетто. Судя по всему, делается это осмысленно, не первый год и с заведомыми нарушениями закона.
Краткая предыстория
Первые подозрения в махинациях с землей в очень престижном месте неподалеку от Зеленогорска возникли около года назад. Во второй половине 2007 года стартовала активная рекламная кампания элитного коттеджного поселка «Три берега», который группа компаний PulExpressGroup вознамерилась создать и продать многочисленным состоятельным ценителям загородной жизни.
Как уверяли сообщения в посвященных недвижимости изданиях, темпы продаж земельных участков били рекорды. При этом все упорно делали вид, что не знают о расположении распродаваемых под частную застройку земель прямо в границах Гладышевского заказника, где режим охраны запрещает любое новое строительство. Руководство областного Комитета по природным ресурсам прошлой осенью предпочло проигнорировать запрос «Новой газеты в Санкт-Петербурге» о происходящем на подведомственной ему территории. Правда, чуть раньше инспекция заказника предотвратила начало строительных работ.
Второй и гораздо более важный шаг по уничтожению особо охраняемой природной территории (ООПТ) был осуществлен практически кабинетно и долгое время был неизвестен общественности. 28 января 2008 года губернатор Сердюков подписал постановление № 9 «Об управлении государственным природным комплексным заказником регионального значения «Гладышевский». Тогда же был утвержден новый документ, устанавливающий режим особой охраны на землях заказника, расположенных в границах Ленинградской области. Это, на первый взгляд, чисто техническое изменение преследовало сразу же две цели: завуалировано отменить ряд важнейших ограничений, которые препятствовали планам застройки престижной и пока пустующей земли, а также освободиться от обязательств, связывавших областные власти ранее подписанным совместно с руководством Петербурга документом. Действовавшее до января 2008 года Положение о заказнике требовало проводить реорганизацию и упразднение региональной ООПТ в том же порядке, что и ее создание, которое произошло на основании совместного решения глав двух регионов.
На старт! Внимание! Марш!
Весной 2008 года на земельном участке дачного некоммерческого партнерства «Балтийский БРИЗ» начались работы с применением техники: был частично снят верхний слой земли. Судя по внешним признакам, строители начали создавать в чистом поле дорожную сеть для коттеджного поселка «Три берега». Протест Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратуры ненадолго приостановил эту деятельность, так как вскоре был обжалован строителями в суде.
Тем не менее проявленное средствами массовой информации внимание к происходящему в заказнике, по-видимому, подвигло областные власти организовать некое подобие проверки законности происходящего. Валерий Сердюков распорядился создать комиссию, целью которой было проверить в двухнедельный срок законность предоставления земельных участков в Гладышевском заказнике. В список проверяющих попал глава Комитета по природным ресурсам Михаил Дедов, глава Комитета государственного контроля природопользования Виктор Малышев, представитель администрации Выборгского района и экологи-общественники, а возглавил комиссию вице-губернатор Александр Дрозденко.
Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу
Единственным осуществленным в рамках проверки действием, о котором известно общественности, оказалась организация откровенно популистской поездки по особо охраняемой природной территории с привлечением прессы. Что характерно, самому строительству коттеджного поселка «Три берега» было уделено всего 15-20 минут. Ответ строителей на вопросы о наличии разрешительной документации на ведущиеся работы чиновников вполне удовлетворил. Фразы «все есть, но не здесь, а в офисе» показались вполне убедительными. После этого журналистов долго и тщательно водили по самым разным уголкам и объектам Гладышевского заказника, не имеющим к идущему строительству никакого отношения.
Как выяснилось позже, после начала проверки комиссия даже не удосужилась временно приостановить строительные работы до полного выяснения всех обстоятельств. Включенный в состав комиссии представитель общественного экологического движения «Зеленая волна» Павел Овсянко получил от Виктора Малышева такое объяснение этому факту: «Не было оснований». А о планах и результатах работы самой комиссии Павла Овсянко не известили до сих пор.
Параллельно с чиновничьей проверкой журналисты и экологи продолжили выяснять подробности и основания фактического разрушения ООПТ содружеством чиновников и строителей. Официальные запросы СМИ неоднократно «терялись» и попросту не регистрировались под совершенно надуманными предлогами. Попутно оказалось, что ответ Михаила Дедова журналистам, полученный в середине 2008 года, будто «согласование на проект строительства ДНП "Три берега" комитет не выдавал», – лукавство. Видимо, Михаил Александрович не зря обозвал коттеджный поселок «Три берега» неким «ДНП «Три берега». Таким незамысловатым способом опытный чиновник, скорее всего, постарался уклониться от правдивого ответа, ведь «ДНП «Три берега» в заказнике не существует.
При этом Михаил Дедов еще 21 марта 2008 года собственноручно согласовал некоему генеральному директору ООО «ЦентрСтрой» Чумичеву проект планировки территории дачного поселка, который располагается как раз на земельном участке, на котором создается котеджный поселок «Три берега».
Несмотря на явное нежелание чиновников различного ранга предоставлять информацию, удалось выяснить подробности получения земли под элитный коттеджный поселок «Три берега». Обнаруженные факты вызывают большие сомнения в законности проведенной процедуры.
Нарушения – не основание для приостановки работ?
Приглянувшийся строителям коттеджей участок был выделен из бывших совхозных земель в период действия Положения о Гладышевском заказнике от 1996 года.
Сельскохозяйственная земля под будущую застройку была куплена 14 августа 2007 года. Уже 13 сентября постановлением № 3994 главы администрации муниципального образования «Выборгский район» было установлено разрешенное использование – «для ведения дачного хозяйства». А 18 октября ДНП «Балтийский Бриз» получило повторное свидетельство о регистрации права собственности. Таким образом. чиновники умудрились обойти два запрета существовавшего на тот момент пункта 9 Положения о заказнике.
Он прямо запрещал предоставление земельных участков под застройку, проектирование и размещение хозяйственных объектов всех видов, а также для сельскохозяйственной деятельности, садоводства и огородничества.
Также однозначно было запрещено изменение назначения земель, противоречащее целям заказника или ведущее к увеличению антропогенной нагрузки, но вопреки этому назначение участка также оказалось изменено в угоду владельцам. Ведение дачного хозяйства не входит в цели и задачи Гладышевского заказника и в этом вряд ли кто-то усомнится.
Реклама о планируемом создании элитных коттеджей рядом с истоком реки Гладышевки появилась почти одновременно с регистрацией права на землю. Все тот же пункт 9 действовавшего Положения предусматривал прямой запрет на строительство зданий и сооружений, дорог и трубопроводов, линий электропередач и прочих коммуникаций, кроме строительства, связанного с реконструкцией существующих объектов. Но и это не последний факт удивительной неосведомленности районной и областной администраций и лично Михаила Дедова, комитет которого до недавнего времени нес львиную долю ответственности за все происходящее на территории ООПТ.
Уже после 28 января 2008 года, когда было принято новое Положение об управлении заказником, Михаил Александрович продолжил «торговать пустотой». 7 апреля 2008 года он умудрился согласовать все тому же гендиректору Чумичеву «проект ремонта и реконструкции существующих дорог к проекту планировки дачного поселка». При этом чиновник ссылается на вновь появившуюся норму, разрешающую подобные работы под имеющиеся по состоянию на 1 января 2008 года объекты жилищного строительства и садоводства. Вся изюминка этого согласования в том, что зарегистрированное в период запрета дачное некоммерческое партнерство существовало лишь в мечтах коммерсантов. Никакого поселка на земельном участке как не было 1 января, так нет и до сих пор. Равно как нет в государственном кадастре недвижимости никаких сведений о существовавших на участке № 47:01:16-29-001:1549 дорогах. Но подобная мелочь не помешала Михаилу Дедов согласовать их ремонт и реконструкцию.
Кто виляет собакой?
Ситуация видится следующим образом. В Гладышевском заказнике, вопреки прямому запрету, прописанному в Положении об ООПТ, из бывших совхозных наделов выделяется участок сельскохозяйственных земель под ведение дачного хозяйства, право собственности на который регистрируется за неким дачным некоммерческим партнерством.
Начинается активная рекламная кампания по продаже недвижимости в будущем коттеджном поселке. Параллельно в правительстве Ленобласти готовится документ, отменяющий неудобные строителям ограничения.
После ослабления режима охраны на землях заказника появляется вдруг виртуальный «поселок-садоводство» с не менее виртуальными дорогами. Далеко не самый маленький чиновник с чистым сердцем согласовывает проект планировки поселка, которого нет и не должно быть, и проект ремонта и реконструкции дорог, которых также нет и не может быть.
Судя по всему, о законности и здравом смысле государственные служащие если и думали, то в последнюю очередь. О чем они думали, давая старт дорогостоящему бизнес-проекту, можно лишь догадываться. Но это точно не интересы сохранения уникальной особо охраняемой природной территории.
Алексей Дьяченко |